Дактиль

Дактиль (греч. daxtylos) — в антич. музыке и стихосложении стопа из долгого слога и следующих за ним двух кратких; в силлабо-тоническом стихе — трёхсложная стопа с ударением на 1-м слоге. В европ. музыке нового времени, где нет метрич. деления на стопы, этим термином обозначаются:

Музыкальная энциклопедия

Музыкальная энциклопедия Музыкальная энциклопедия — научно-справочное издание по музыке, которое выпускалось в СССР издательствами «Советская энциклопедия» и «Советский композитор». Содержит около 7000 статей по всем вопросам музыкальной эстетики, теории музыки, акустики, исполнения, стилям, школам, жанрам и формам.

Пантофель-Нечецкая Д. Я.

Пантофель-Нечецкая Д. Я. Дебора Яковлевна (p. 30 XII 1904 (12 I 1905), Омск) — сов. певица (колоратурное сопрано). Засл. арт. РСФСР (1945). Чл. КПСС с 1955. В 1926 окончила Омский муз. техникум по классам пения и фп., в 1931 — Ленингр. консерваторию по классу пения у Е. А. Бронской.

Пифагор С.

Пифагор С. (Pytagoras) Самосский (ок. 580- 500 до н. э.) — основатель др.-греч. философской школы в Кротоне, получившей назв. по его имени (пифагореизм) и объединившей наиболее значит. достижения греч. науч. мысли древнейшего периода, в т. ч. и муз.-теоретической (труды П. не сохранились; фрагменты из них и пересказы их содержания встречаются в работах др. авторов).

Гопак

Гопак (укр., от гоп — восклицание во время исполнения танца; отсюда же глаголы гопати, гопкати — прыгать) — укр. нар. танец. Муз. размер 2/4. Г. возник в быту Войска Запорожского. Первоначально исполнялся мужчинами; совр. Г. пляшут мужчины и женщины, однако мужская партия остаётся ведущей.

Сопранисты

Сопранисты певцы-кастраты, в 16-18 вв. входившие в хоры католич. церкви и исполнявшие партии верхнего голоса и альта. С введением в хор голосов кастратов диапазон его значительно расширился вверх — до а2 включительно. В папской капелле и отд. католич. церквах они встречались и в нач. 20 в. С 17 в. в опере, гл. обр. в итальянской,…

Нотное письмо

Нотное письмо нотация (лат. notatio, итал. notazione, semeiografia, франц. notation, sйmйiographie, нем. Notation, Notenschrift) — система графич. знаков, применяемых для записи музыки, а также сама запись музыки. Зачатки Н. п. возникли в глубокой древности.

Распев

Распев (старинное — роспев) — самостоятельная система монодии, характеризующаяся определённым фондом мотивов-попевок и закономерностями их организации в мелодиях. В рус. церк. пении существует неск. Р. Древнейший из них, обладающий самым богатым фондом попевок, — знаменный распев; истоки его восходят к 12 в.

Кобза

Кобза 1) Старинный лютневидный щипковый муз. инструмент, бытовавший в прошлом, очевидно, в Вост. Украине. Точных сведений о нём не сохранилось. В разл. исследованиях этот инструмент считают: близким бытующей румыно-молд. К.; предшественником совр. бандуры, а иногда под словами «К.» и «бандура» подразумевают один и тот же инструмент (кобза-бандура). В народе К. иногда ошибочно называют колёсную лиру.

ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ

ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ — муз. форма, осн. на неоднократном проведении темы с изменениями контрапунктич. характера. П. в. могут быть самостоятельным муз. произв. (назв. которого иногда определяет форму, напр. «Канонические вариации на рождественскую песню» И. С. Баха) или частью крупного циклич. произв. (Largo из фп. квинтета g-moll op. 30 Танеева), эпизодом в кантате, опере (хор «Чудная небесная…