Пифагор С.

Пифагор С.
(Pytagoras) Самосский (ок. 580- 500 до н. э.) — основатель др.-греч. философской школы в Кротоне, получившей назв. по его имени (пифагореизм) и объединившей наиболее значит. достижения греч. науч. мысли древнейшего периода, в т. ч. и муз.-теоретической (труды П. не сохранились; фрагменты из них и пересказы их содержания встречаются в работах др. авторов).

Среди последователей П. (пифагорейцев), занимавшихся музыкой, — Филолай (5 в. до н. э.), Архит (400-365 до н. э.), Овдокс (408-355 до н. э.), Никомах (ок. 100 н. э.), Ямблих (283-330) и др. (сохранились произв. только 2 последних). Деятельность пифагорейцев способствовала становлению теории музыки как науки (выделившейся тогда из сферы мифологич. воззрений), в к-рой сосуществовали теоретич.

абстрагирование и эмпирич. наблюдение (первые попытки синтезировать математич. методы анализа с чувственно-слуховыми восприятиями). Пифагорейцы установили зависимость между высотой тона звучащей струны и её длиной, а также количеством колебаний в единицу времени; определяли муз. созвучия как отношения целых чисел, а шумы — иррациональных; считали, что чем меньшим числом характеризуются отношения тонов, тем более они созвучны; вывели числовые выражения интервалов муз. строя, получившего впоследствии назв. «пифагорейского», определяли разл. соединения кварт и квинт посредством пропорций: гармонической

, арифметической

и геометрической

. Понимая природу как цепь взаимосвязанных явлений, применяли разл. интерпретации осн. интервалов, сопоставляя их со стихиями природы, а тоны звукоряда — с небесными телами (гармония сфер). Все антич. муз. теоретики испытали воздействие пифагорейства.
Литература: Смоленский М., Архит Тарентский, его жизнь и сочинения, «Журнал министерства народного просвещения», 1877, No 7, с. 36-56; Лосев А. Ф., Исторический очерк, в кн.: Античная музыкальная эстетика, М., 1960; его же, История античной эстетики. (Ранняя классика), М., 1963; его же, Числовая и структурная терминология в греческой эстетике периода ранней классики, в кн.: Вопросы античной литературы и классической филологии, М., 1966; Герцман Е., Восприятие разновысотных звуковых областей в античном музыкальном мышлении, «Вестник древней истории», 1971, No 4; Scriptores musici, ed. by С. Jan, Lpz., 1895, p. 211-65; Tannйry P., А propos des Fragments Philolaпques sur la musiaue, «Revue de philologie», 1904, No 28, p. 233-49; Frank E., Mathematik und Musik und der griechische Geist, «Logos», 1920/21, Bd 9; eго же, Plato und die sogenannten Pythagцreer, Halle, 1923, S. 1-18, 150-83, 263-77; Waerden B. L.van der, Die Harmonielehre der Pythagoreer, «Hermes», 1943, Bd 78, H. 2, S. 163-99; Vogel M., Die Zahl Sieben in der spekulativen Musiktheorie, Bonn, 1955; его же, Harmonikale Deutung eines pythagoreischen Spruches, в кн.: Festschrift J. Schmidt-Gцrg zum 60. Geburtstag, Bonn, 1957; Lohmann J., Die griechische Musik als mathematische Form, «AfMw», 1957, Bd 19, H. 3; Riсhter L., Zeugnisse zur praktischen Musiklehre der Griechen vorplatonischer Zeit, «Acta antiqua philippopolitana serdicae», 1963, No 2, S. 197-206; Iamblichos. Pythagoras. Legende, Lehre, Lebensgestaltung, hrsg. von M. von Albrecht, Z.. Stuttg., (1963).
E. В. Герцман.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.