Гопак
(укр., от гоп — восклицание во время исполнения танца; отсюда же глаголы гопати, гопкати — прыгать) — укр. нар. танец. Муз. размер 2/4. Г. возник в быту Войска Запорожского. Первоначально исполнялся мужчинами; совр. Г. пляшут мужчины и женщины, однако мужская партия остаётся ведущей.
В исполнение Г. включаются элементы хореографич. импровизации: прыжки, присядки, вращения и др. виртуозные танц. движения. Существуют разл. варианты Г. — сольный, парный, групповой. Г. нередко имеет величавый, героич. характер. Песенные и инструментальные мелодии Г. исполняются в народе и как самостоят. муз. пьесы. В них господствует свободно варьируемая стопа анапеста (
)
В зап. областях, Украины существует «Гопак-коло» исполняемый замкнутой в круг группой танцоров.
К жанру Г. обращались в своих произв. многие отечеств. композиторы: М. П. Мусоргский («Сорочинская ярмарка», песня «Гопак»), П. И. Чайковский («Черевички», «Мазепа»), Н. А. Римский-Корсаков («Майская ночь»), С. С. Гулак-Артемовский («Запорожец за Дунаем»), В. П. Соловьёв-Седой («Тарас Бульба»), А. И. Хачатурян («Гаянэ»), А. Г. Свечников («Маруся Богуславка»), А. Я. Штогаренко (сюита «Памяти Леси Украинки») и другие.
А. И. Гуменюк.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.